Петриковская роспись – яркие краски солнечной Украины
Множество произведений мировой художественной литературы описывает жизнь и быт на Украине. Но, пожалуй, самые красочные описания даются Николаем Васильевичем Гоголем – все мы, еще со школьной скамьи помним его «Ночь перед Рождеством», и кузнеца Вакулу, который помимо своего основного занятия, еще очень любил рисовать. В финале произведения он даже «намалевал» картину на стене в церкви… Конечно, Вакула – персонаж вымышленный, но вот то, что у жителей Украины испокон веков существовала традиция собственными руками расписывать стены своих домов – это правда. Собственно, из такой вот росписи стен, которой изначально занимались совершенно простые люди, не имевшие никакого художественного образования, родился уникальный стиль росписи – петриковская роспись, прославившая всю Украину. Сегодня мы расскажем о данном направлении искусства более подробно.
Село Петриковка, находящееся в Днепропетровской области, стало родоначальницей одноименного стиля росписи, которому, как самой Петриковке, насчитывается уже более двухсот лет. За всю свою историю возникновения и развития, данный вид живописи (а первоначально, петриковская роспись существовала именно в виде изображений, создававшихся на стенах), претерпевал множество изменений. Однако, несмотря ни на что, эта роспись сумела сохранить свою индивидуальность и неповторимость; а еще, предметы с петриковской росписью несут в своих ярких рисунках массу позитива – наверное, именно поэтому они так популярны, причем не только на Украине.
Итак, чуть больше двухсот лет назад женщины села Петриковка в обязательном порядке украшали свои дома росписью (обычно стены расписывались изнутри, но в некоторых случаях, роспись могла украшать дом и снаружи). Рисунки – а это был растительный орнамент (гроздья калины, пионы, астры и прочие цветы), каждая хозяйка придумывала сама, стараясь превзойти в данном деле соседку. Для работы использовались исключительно натуральные краски – сок растений смешивали с яичным желтком, добиваясь яркости цвета. Конечно, подобный материал для рисования не отличался долговечностью, поэтому раз в год «настенная живопись» обновлялась.
Постепенно, со стен домов петриковская живопись стала «переселяться» на другие объекты – посуду, и прочие предметы домашнего обихода. А так же, сюжеты, когда-то создаваемые петриковскими хозяюшками, стали переноситься на бумагу. Такие картины назывались «малёвки». Казалось бы, такое с одной стороны незатейливое народное творчество (именно так его оценивали многие местные чиновники от искусства), смогло пережить войны и революцию, и в середине прошлого века вновь стало набирать популярность. А все потому, что это искусство шло из души самого народа – поэтому оно никак не могло затеряться во времени…
Именно с этого момента – со второй половины двадцатого века, начинается новая жизнь петриковской росписи. Украшать росписью в данном стиле совершенно разные предметы начали в промышленном масштабе – конечно, от этого несколько терялось качество рисунка – массовость производства губила индивидуальность. Однако, у этого процесса были и плюсы – благодаря тому, что на заводах производилось большое количество продукции с данным видом росписи, некогда творчество украинских мастериц, стало достоянием не только Украины.
К счастью, в последние годы все постепенно вернулось на круги своя – и сейчас мастера, работающие в данной технике, снова вернулись к ручной росписи предметов, тем самым возрождая истинно народное творчество…
Как видно, история развития петриковской росписи длинна и сложна – были в ней и периоды забвения, но, к счастью, сейчас они остались позади. В отличие от исторического аспекта, техническая сторона петриковской росписи проста, как и все гениальное. Изначально, мастерицы пользовались исключительно растительными красками, о которых мы говорили выше. Сейчас, безусловно, им на смену пришли иные материалы. А вот инструменты для рисования остались практически те же самые – кисточки из кошачьей шерсти (кошачки), палочки с намотанными тряпочками и даже пальцы; в некоторых случаях мастера используют и более современные инструменты – например, пипетки (с их помощью замечательным образом получаются ягодки и лепестки цветков), зубочистки, ватные палочки и т.д..
Казалось бы, простые сюжеты – растительные элементы (обычно изображаются все те же, полевые и садовые цветы, в некоторых случаях – животные, в том числе, и сказочные), требуют от мастера виртуозного владения кистью. Ведь чтобы создать изображение, художник не делает предварительных набросков (исключение могут составлять большие полотна) – все сюжеты создаются сразу краской. Кроме того, следует знать правила нажима на кисть – в зависимости от этого, линии могут получаться толще или тоньше, а так же приемы создания отдельных элементов изображения (например, полукруглые мазки - «цибульки»). Еще одной особенностью петриковской росписи является плавность линий – ни одни стебелек или изгиб линий не должен быть острым – все линии плавно переходят одна в другую.
Что касается цветовой составляющей росписи, то мастерами всегда используются яркие, сочные краски – преимущественно красный, желтый, оранжевый, зеленый, бордовый. Умение добиваться плавного перехода оттенков в элементах рисунка – является показателем высокого мастерства художника, а так же еще одной из отличительных черт петриковской росписи.
Современную петриковскую роспись можно увидеть на многочисленных предметах как домашнего обихода, так и на сувенирной продукции; в данном стиле часто создаются иллюстрации в книгах. Если раньше росписью покрывали в основном деревянные объекты, то сейчас её можно увидеть на керамике и стекле. Безусловно, данные предметы станут ярким украшением в любом доме; такой декор непременно добавит нотки позитива в атмосферу вашего жилища. Ну, а те, кто совершит путешествие в небольшие села Днепропетровской области, смогут даже сегодня увидеть собственными глазами расписанные в петриковском стиле дома и заборы местных жителей…