Индийская роспись в интерьере: джайпурская керамика, мехенди, тханки
Что мы знаем о такой далекой для нас стране, как Индия? Первое, что приходит в голову, это немного наивные, но вместе с тем трогательные и веселые фильмы; Болливуд, который уже может составить конкуренцию голливудской продукции; вкуснейший чай…ну, и, наверное, восточный интерьер, хотя, на самом деле, только перечисленным наши знания об Индии не ограничиваются. В нашей сегодняшней статье мы поговорим только об одном из указанных аспектов – об индийском интерьере, который, во многом, формируется благодаря индийским рисункам или индийской росписи. На первый взгляд, тут все кажется очень простым – в сознании многих, Индия ассоциируется исключительно с буйством красок, которое господствует во всех сферах жизни. Однако, это далеко не так….
Обратимся к джайпурской голубой керамике. Посуда, выполненная в данном стиле и из одноименного материала, чем-то отдаленно напоминает нашу роспись под гжель. Все те же светло-голубые, синие и белые сочетания. Однако, данный вид росписи сформировался отнюдь не под влиянием русской культуры, как можно было бы подумать. В данном случае, на это индийское направление в росписи, большое влияние оказала английская мода. В 19 веке влияние Англии на Индию было очень велико и не отразиться на индийской культуре, это, естественно, не могло. В свою очередь, в Европе в это же время продолжало царить увлечение бело-голубым фарфором и всеми его разновидностями. Безусловно, это модное течение просто не могло не прижиться и в Индии, правда, здесь оно было воплощено в жизнь со своим, особым восточным колоритом.
Прежде всего, нельзя не сказать несколько слов о самом материале, из которого изготавливалась посуда. Джайпурская керамика (названная так по месту своего производства) имеет уникальный состав, по сути дела не являющийся керамикой как таковой – состав материала схож с составом белого силикатного кирпича. Особенностью изделий из такой «керамики» является то, что на ней практически никогда не бывает трещин. Обрабатываемая особым образом посуда из данного сырья, в дальнейшем подвергается не менее специфической росписи. Рисунок выполняется белым, синим кобальтовым и бирюзовым цветами; причем очередность нанесения рисунка так же имеет большое значение. Сначала, на белую поверхность наносили кобальтом контуры рисунка, а затем уже заполняли его прочими оттенками сине-голубого цвета. Само изображение так же носит ярко выраженный восточный характер – на известном джайпурском блюде можно увидеть Кришну с флейтой.
Как привило, все предметы, выполненные в стиле «джайпурской керамики» в основе своих рисунков имеют мифологические мотивы; часто встречаются изображения растительных и животных узоров. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что из данного материала с такой росписью создавали плитки и панно для храмов. В современном индийском мире в обычных домах можно увидеть совершенно разные предметы, расписанные в духе джайпурской керамики. Так что, заметив, например, свечи с индийским бело-голубым узором, не нужно удивляться – в индийской культуре есть место использованию и таких сдержанных оттенков….
В эпоху повального увлечения всем восточным, загадочное слово мехенди известно многим. Мехенди – это искусство росписи тела хной. По сути дела, чем-то этот процесс напоминает нанесение татуировки, только щадящим способом; кроме того, узоры мехенди не держатся на коже долго. Как правило, данные рисунки наносятся на кожу рук и ног, иногда на лицо и шею. Выгляди это очень красиво, к тому же, процедура украшения себя подобными узорами полезна для здоровья. Хна сама по себе является прекрасным растительным лекарством, иногда мастера добавляют в её состав дополнительные травы, что увеличивает оздоровительный эффект. Кроме того, сама процедура нанесения узора, особенно на кончики пальцев, способствует активизации целительных точек на теле человека…
Однако, вернемся в сферу дизайна. Еще одним качеством рисунков мехенди является их защитные свойства: узоры защищают от болезней и неудач, способствуют исполнению желаний и т.д. Поэтому, нет ничего удивительного, что помимо нанесения на тело, люди стали использовать узоры мехенди для украшения самых разных предметов интерьера. Это могут быть свечи, посуда, прочие декоративные элементы декора – главное, чтобы рисунок, создаваемый на них, перекликался со стилем мехенди.
Безусловно, рисунки на свечах, посуде и т.д. создаются уже не хной, а красками. Кроме того, возможно использование декоративных элементов, например, блесток, бисера и т.д. Рисунки в стиле мехенди, в отличие от предыдущего примера, абстрактны; можно сказать, что данные узоры несут в себе зашифрованный, сакральный смысл, а для непосвященных - лишь отдаленно напоминают растительные орнаменты.
Тханки – это изображения буддийских божеств, и, по сути дела, они, строго говоря, не являются предметами, относящимися к росписи. Скорее, это высокое художественное искусство – поскольку тханки приравнены к нашим иконам – но не упомянуть о них, говоря об индийской росписи никак нельзя, поскольку они являются неотъемлемой частью культуры. Пишутся тханки только минеральными красками, и так же, как и иконописью у нас, овладевают этим мастерством в Индии (и не только) достаточно долго. Опять же по аналогии с нашими иконами, изображениям божеств отводят особое место в доме; и, безусловно, такой декоративный предмет, создает особую атмосферу в помещении.
Существует несколько направлений написания тханки, но все они основываются на неукоснительном соблюдении особых пропорций, изображаемых божеств и предметов. Яркие краски, внимание к мельчайшим деталям росписи – вот отличительные особенности этого вида искусства. Конечно же, настоящие тханки пишутся только мастерами. Но совершенно не возбраняется попробовать свои силы в этом ремесле и всем, кого интересует индийская культура – к счастью, сейчас во многих европейских странах, в том числе и у нас, можно записаться в школы, обучающие искусству написания тханки.
Сегодня мы рассказали лишь о некоторых, наиболее ярких направлениях индийской росписи. На самом деле их намного больше, ведь индийская культура, имеющая древнюю историю, так многогранна….