Япония – удивительно радушная, приветливая и гостеприимная страна, настолько, что помимо своих собственных видов искусства – «коренных жителей», она еще принимает в свои теплые объятия «пришлых чужаков» - тех, которые родились в других странах, но по каким-то причинам не получили там должного развития. Одним из таких «эмигрантов» является миниатюрный ландшафт, появившийся в Китае, но ставший полноценным и самодостаточным видом искусства только в Японии.
Давным-давно, много тысяч лет назад, жил китайский император, которого звали Ши Хуан-ти. И вот как-то захотел этот император побольше узнать о своей стране, но сделать это так, как будто бы он сам везде побывал. «Почему же он не отправился в путь сам?» - спросите вы. Ответ прост: император не мог лично посетить все уголки Китая, да и небезопасно это было в те далекие времена. Поэтому из столицы во все провинции, даже самые маленькие, были разосланы десятки образованных людей для того, чтобы изучить все местные достопримечательности и условия, после чего изобразить их в миниатюре. Причем это должны были быть не рисунки, а самые настоящие наглядные макеты, которые демонстрировали бы в уменьшенном масштабе буквально все: деревья, реки, горы, дома, людей и даже скот.
Пока ученые мужи добывали необходимую информацию, Ши Хуан-ти не сидел, сложа руки, а велел построить прямо у своего дворца широкую мраморную площадку, очертания которой напоминали бы карту Китая. Вот на этот-то огромный стенд и предстояло разместить все привезенные миниатюрные пейзажи. Императорский приказ был приведен в исполнение, и с тех пор Ши Хуан-ти стал каждое утро прогуливаться по миниатюрному Китаю, озирать окрестности и радоваться красоте своей страны.
Эти ландшафтные макеты получили название пенжин, их периодически обновляли и вносили сезонные коррективы. И, как это часто бывает, привычки начальства очень быстро начали перенимать подчиненные, благодаря чему создание миниатюрных рукотворных ландшафтов вошло в моду. Прошло не так много времени, а пенжины уже во всю красовались в домах чиновников, богатых купцов и ученых.
Практика создания ландшафтов в миниатюре, изображающих малую родину либо приглянувшийся равнинный, горный, лесной, морской или пустынный вид, проделав огромный путь от древнекитайских пенжинов до современных инсталляций, благополучно дожила до наших дней. В процессе своего развития пенжины менялись, приобретали новые формы и образы, возникали целые школы последователей, которые склонялись к тому или иному направлению – бонсай, бонкэй, суйсэки, бонсэки и, конечно же, сайкэй, на котором мы сегодня остановимся более подробно.
Что такое сайкэй?
Сайкэй представляет собой ландшафт в миниатюре, созданный в мелком блюде и похожий на естественный природный пейзаж. Основой сайкэй являются три базовых элемента – скалы, деревья и различные типы почв (иногда вода), находящиеся в гармоничном сочетании друг с другом.
Сегодня сайкэй принято считать японским видом искусства. А все потому, что первая школа сайкэй была создана в 1960-е годы японским мастером Toshio Kawamoto (Тосио Кавамото). Как видим, сайкэй в качестве полноправного вида искусства начал развиваться сравнительно недавно, но в Японии он уже успел занять прочные позиции и приобрести огромную популярность – в стране существуют целые ассоциации и институты, посвященные сайкэй.
Сайкэй – это не просто искусство создания ландшафта в миниатюре, это обращение художника к живой природе и темам смен времен года, а значит и к циклам жизни человека, и к изменчивости мира. Если сравнивать сайкэй и цветочные композиции икэбана, то последние в силу своей недолговечности являются ярким олицетворением бренности бытия и сиюминутности момента, в то время как сайкэй говорит о бессмертии, стойкости и возрождении.
Сайкэй своими руками
В сайкэй используют практически такую же технологию формирования, выращивания и ухода за миниатюрными деревцами, как и в бонсай. Обычно для создания сайкэй берут деревья, выращенные из семени, трех-, четырехлетнего возраста. Когда деревья начинают перерастать масштаб созданного вами миниатюрного ландшафта, их необходимо переместить в другой пейзаж, но можно просто пересадить и выращивать уже как бонсай. В качестве деревьев для сайкэй можно использовать саженцы и мамэ-бонсай. Здесь используются те же формы и стили деревьев, что и в бонсай – каскадные, строго вертикальные, растущие на скале, стиль упавшее дерево и т.д.
Основное отличие бонсай от сайкэй заключается в том, что в последнем помимо деревьев присутствуют еще скалы и различные типы почв, а в некоторых случаях в композиции могу быть включены мосты и дома, но миниатюрным фигуркам животных и людей здесь места нет. Кроме того, бонсай, как правило, состоит только из одного вида деревьев, иногда в композиции присутствует мох, сайкэй же является олицетворением природного ландшафта, а не характера отдельных деревьев.
Очень важную функцию в сайкэй выполняют камни, причем можно использовать любые виды камней, формы которых и будут определять стиль миниатюрного пейзажа. Сам Тосио Кавамото разделял камни на следующие виды: островные, полуостровные, горные, холмистые, речные, одинокий берег и др. Что касается деревьев, то они могут стоять группами и поодиночке в любом подходящем месте ландшафта: в центре и по краям композиции или на вершинах скал. Для создания сайкэй, как отмечает Ремонт позитивный, подойдут большие плоские блюда, окрашенные в успокаивающие, нейтральные цвета.