Особенности вышивки на Кавказе. Вышивка народов Дагестана
Продолжая тему особенностей вышивки в разных регионах нашей страны, перенесемся из Поволжья на юг – на Северный Кавказ. Местные мастерицы, так же как и рукодельницы Чувашии, имеют свои собственные секреты вышивки. Да и как иначе – ведь Северный Кавказ – это место, где переплетается огромное количество культур многочисленных народов, живущих на сравнительно небольшой территории. Взаимопроникновение традиций Европы и Азии, христианского и мусульманского мира происходило на протяжении веков, и благодаря этому, именно здесь сформировался особый культурный пласт, об одном из его аспектов – о вышивке народов Северного Кавказа, а именно, о данном виде прикладного искусства дагестанских мастериц, мы и поговорим далее.
Почему в качестве примера особенностей вышивки северокавказских народов мы взяли искусство дагестанских рукодельниц? Как уже говорилось выше, население Северного Кавказа очень многонационально, и у каждого народа есть свои приемы вышивания. У мастериц Дагестана специалисты насчитали до 15 технических вариантов вышивки; при этом, самыми оригинальными, и наиболее известными за пределами Северного Кавказа, являются приемы кайтагской вышивки, а так же вышивка золотом и серебром. Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению особенностей данных видов искусства, хотелось бы сказать несколько общих слов об особенностях северокавказских вышивок.
Вышитые золотом и серебром национальные костюмы жителей Северного Кавказа, видели, конечно же, все. При этом стоит отметить, что в отличие от традиций многих других народов, где вышивкой украшались и праздничные (обрядовые), и повседневные костюмы, в случае с северокавказской одеждой, подобным образом оформлялись в основном только торжественные, для особых случаев, наряды. Связано это с тем, что вышивка золотом и серебром – а именно об этой разновидности вышивок (и не только) мы будем говорить далее более подробно, с учетом используемого материала, была достаточно дорогим видом рукоделия. Поэтому ею украшались праздничные наряды из дорогих тканей – шелка, бархата.
Одежда на каждый день не предполагала подобных украшений. Но, поскольку, как и в традициях других народов, орнаменты северокавказской вышивки являлись не просто рисунками, а знаками, несущими скрытый смысл, в ряде случаев - оберегами, ими украшались определенные бытовые предметы: поминальные покрывала, покрывала для младенцев (использовались как оберег), кисеты, сумочки, чепраки для седла и т.д.
Пожалуй, еще одной особенностью северокавказского костюма с вышивкой, можно считать обязательное его дополнение драгоценными украшениями, которые, как и вышивка, несли сакральный смысл, а так же подчеркивали социальное положение их владельца. Драгоценные подвески (височные и налобные) на головных уборах и диадемы, браслеты с бирюзой и жемчугом, украшенные зернью и эмалью пояса, с позолоченными (чернеными) ажурными пряжками – узоры, используемые при создании этих изделий, зачастую перекликались с орнаментами вышивки на одежде. Все эти элементы гармонично дополняли друг друга, создавая единый образ.
Говоря о северокавказской вышивке можно указать на то, что занимались ею исключительно женщины; при этом, многие вышитые обрядовые предметы передавались только по мужской линии. Несмотря на схожесть культур и традиций Северного Кавказа и Закавказья, на территории последнего некоторыми видами вышивки могли заниматься только мужчины (например, азербайджанские «посольские скатерти» создавали исключительно мужчины).
Особенностью вышивки народов Северного Кавказа, является использование геометрических и растительно-цветочных орнаментов. При этом изображение человека – в отличие от вышивок иных регионов России, никогда не используется.
Безусловно, помимо вышивки золотом и серебром, северокавказские рукодельницы вышивали и обычными шелком и шерстью – в этом случае, цветовая гамма подбиралась насыщенных, но не кричащих оттенков – темно-красных, темно-синих и темно-зеленых. Кроме того, в этом случае зачастую вышивка украшалась дополнительными металлическими блесками и прочей драгоценной и полудрагоценной фурнитурой. Так же, именно Северный Кавказ может похвастаться большим количеством вышивок жемчугом.
Как уже говорилось выше, техника и приемы северокавказской вышивки формировались под влиянием европейских и азиатских культур, поэтому здесь во всем своем многообразии нашли воплощения все виды декоративных швов и стежков: гладь (счетная и свободная), крест и полукрест, стебельчатый и тамбурный шов, стежка, узелки, мережка, плетеночный шов, шитье «вприкреп» и т.д.
Возвращаясь к вышивке, создаваемой кайтагскими мастерицами, следует указать, что на западе такая вышивка считалась восточной. Её техника заключается в следующем: узор плотно застилали шелковыми нитями, и с лицевой стороны простегивали крупными стежками, закрепляя с обратной стороны дополнительными нитями. Таким образом, гладь укреплялась дополнительной накладной нитью, при этом происходила экономия вышивальных ниток, за счет закрепления глади у контуров рисунка мелкими стежками, вместо пропуска их на всю изнаночную сторону. Такой же прием использовался и в золотом шитье.
Суть золотого шитья (ею так же занимались жительницы Дагестана – кумычки, ногайцы, лакцы, лезгинки) заключалась в том, что сначала, на натянутую на пяльцы ткань, наносили рисунок, на который потом делали настил из простых нитей. А затем уже на них создавалась вышивка из золотых или серебряных нитей. Далее вышивку вырезали и нашивали на одежду или прочие, украшаемые предметы. Подобный вид золотого шитья считается самым сложным. Нельзя не сказать, и об уникальном золотом шитье тамбурным швом по тонким тканям, оно так же было придумано дагестанскими мастерицами.
Хотелось бы заметить, что помимо классической вышивки нитями, на Северном Кавказе очень распространена вышивка шнуром и тесьмой. На сегодняшний день полюбоваться на вышивку северокавказских мастериц можно не только в музеях, где выставлены старинные (и не очень) экспонаты данного прикладного искусства. В вышитых национальных костюмах часто выступают местные артисты и коллективы; кроме того, многие девушки, предпочитают выходить замуж в своих национальных платьях.