Гжель: история возникновения и секреты гжельской росписи. Дизайн и декор интерьеров в стиле гжель
Гжель – всемирно известный народный промысел, плодами которого являются удивительно красивые, расписанные сине-белыми красками, керамические изделия – неповторимые, яркие и самобытные. Особая популярность гжели заключается в рукотворности, декоративности, затейливости и фантазийности изделий, будь то посуда или сувенир. Работы гжельских мастеров не могут не покорить своей образностью, оригинальными решениями форм и великолепным мастерством росписи. Современное искусство гжели является одним из лучших отражений русских традиций прошлых лет. Но давайте не будем забегать вперед и немного окунемся в прошлое гжельского искусства.
Предположительно история гжели берет свое начало в давнем XIV веке. Впервые Гжельская волость и село Гжель были упомянуты московским князем Иваном Калитой в 1339 году в одной из своих духовных грамот, а несколько позднее Гжель упоминали практически все великие князья. Многие историки уверены, что название «гжель» происходит от старорусского слова «жгель», дословно означающего «жечь глину». Ученые напрямую связывают название села с гончарным ремеслом, считая, что раз появилось имя, значит, уже существовал и промысел.
Издавна Гжельские земли, что принадлежали Московской области, являлись обладателями скудных почв и были не самым лучшим образом пригодны для земледелия, однако в недрах своих они таили богатые запасы глины. Гжельская глина обладала особыми качествами - тугоплавкостью и высокой пластичностью, была достаточно жирной и практически не содержала песка. Поэтому основная часть населения трех десятков окрестных сел и деревень занималась изготовлением глиняных изделий – всевозможных тарелок, квасников, игрушек, расписанных красками. Более того, гжельские мастера постоянно искали новые формы и технологии производства керамики.
Изначально в Гжели изготавливали преимущественно гончарную посуду, а начиная с XVII века местные мастера начали выпуск чернолощеной керамики и муравленой посуды. Чернолощеная керамика – глиняные изделия черного цвета, получаемые в результате «копчения» в опилках и последующего «лощения» до блеска. Муравленая посуда представляет собой глиняные изделия, покрытые глазурью, как правило, зеленоватого или коричневого цвета. Такая посуда имеет свойство не пропускать воду.
В XVIII веке Гжель приобретает славу одного из самых крупных районов, который занимается производством художественной майолики - керамических крупнопористых изделий, покрытых непрозрачной глазурью. Гжельскую майолику украшали яркой и лепной многоцветной росписью. Народные мастера в своей живой и непосредственной живописи воссоздавали сцены охоты, сказочные архитектурные пейзажи, изображали различных птиц, животных, растительные, цветочные и геометрические мотивы. Майолика гжельских мастеров имела колоссальный успех не только на местных ярмарках и рынках, но и успешно продавалась в Нижнем Новгороде, Москве, Средней Азии, Сибири и на Кавказе. Однако с конца XVIII века в производстве гжельской майолики начался кризис, связанный с появлением английского фаянса, декорированного печатными рисунками, который в огромных количествах поставлялся на территорию России и к тому же дешево стоил.
Гжельские мастера не сложили руки и вплоть до середины XIX века проводили экспериментальные работы с глиной, пытаясь создать фарфор исключительного качества. В результате получился так называемый полуфаянс, который был чем-то средним между майоликой и фаянсом. Полуфаянс расписывали синей смальтовой краской, и по качеству он ничем не уступал английским фаянсовым изделиям. Вообще период начало-середина XIX века был для Гжели очень плодотворным, именно в это время здесь был освоен процесс производства изделий из тонкого фарфора и фаянса, что являлось доказательством высочайшего мастерства местных ремесленников. Вскоре гжельские изделия приобрели славу не только на всей территории России, но и начали вывозиться в страны Ближнего Востока. При этом гжельские умельцы учитывали национальные вкусы и местные обычаи, и выпускали посуду (чайнички, пиалы и др.) на восточный манер, имеющую характерный орнамент и окраску. Также гжельская посуда широко использовалась в русских трактирах.
В период расцвета в гжельском производстве было задействовано более 30 фабрик. Однако к концу XIX столетия ситуация меняется и гжельское искусство начинает приходить в упадок. Спрос на продукцию постоянно падает и в итоге остается работать только несколько крупных фабрик. После гражданской войны гжельский промысел вновь набирает обороты, в связи с чем начинают открываться новые артели. Но подлинное возрождение гжели начинается лишь после окончания Великой Отечественной войны. Традиции древнего искусства продолжил современный гжельский фарфор, который возродили известный советский ученый Салтыков и художница Бессарабова. Конечно, техника гжели в современных условиях претерпела кардинальные изменения, ведь теперь мастера стали использовать новые керамические краски (подглазурный высокотемпературный кобальт), но в итоге получилась та самая гжель, которую сегодня без труда узнают во всем мире.
Эксклюзивная гжельская роспись
Гжельская роспись относится к подглазурному виду росписи, то есть изначально расписывается обожженное глиняное изделие, после чего оно окунается в глазурь и опять отправляется в печь на обжиг, в процессе которого краска (кобальт) меняет свой цвет, а глазурь становится прозрачной.
Традиционными гжельскими рисунками являются трава, листья, злаки, веточки, ягоды, букеты и гирлянды цветов. Прототипами цветов могут служить розы, гвоздики, ромашки, лилии, астры, маки и пионы. Форма всех цветов носит условный характер, представляя собой растительную орнаментальную роспись. Часто на своих изделиях художники изображают известные гжельские сетки - «жемчужинки», «гребенки», «усики» и «капельки».
Гжельские мастера имеют свои секреты, заключенные в особой технике нанесения мазков: каждый мазок индивидуален и отличается от предыдущего. У каждого мазка и способа его нанесения есть свое определенное название, и, надо признать, таких названий существует немало. Кроме того, при выполнении гжельского рисунка необходимо использовать правильные соотношения синих и белых цветов. Для того чтобы овладеть гжельским мастерством, необходимо потратить не один год и приложить немало кропотливых усилий, а возможно даже пройти через череду неудач, и только после этого становится возможным приобретение истинного мастерства.
Идеи декора и дизайн интерьеров в стиле гжель
Для гжели характерен сине-белый цвет, причем оттенки синего цвета могут иметь разные тональности - васильковый, сочно синий, ярко голубой, лазурный. Психологический эффект синего цвета известен давно – он умиротворяет и расслабляет человека, приводит его в состояние душевного равновесия. Сине-белые комбинации кому-то напоминают небо с облаками, а кому-то – морские гребешки волн, под воображаемый шум которых человек невольно успокаивается.
Сегодня строительный рынок может предложить большое многообразие отделочных материалов, выполненных «под гжель» - керамическая плитка, мозаика, декоративные панели, различные виды обоев. Можно расписать в гжельском стиле стены при помощи красок, а можно приобрести наборы специальных наклеек «Гжель», и оформить ими стены, например, кухни и ванной, украсить мебель и бытовую технику – вариантов масса.
При оформлении гжельского интерьера можно проявить комплексный подход и придать интерьеру единый стиль. Например, оформляя ванную комнату, можно оформить соответствующим образом не только стены, но и приобрести предметы сантехники «под гжель» - умывальники, унитазы, биде, ванны, которые сегодня многие производители изготавливают под заказ.
Если же вы являетесь приверженцем гжельского стиля, но абсолютно не хотите делать ремонт, то можно и в уже существующий дизайн интерьера подобрать такие готовые изделия, как гжельские светильники, статуэтки, шкатулки, ларцы, сундуки, панно, антикварные тарелки. В помещениях, где присутствует белая мебель, будет прекрасно смотреться сине-белый текстиль – коврики, покрывала, подушечки, шторы. Очень интересные сочетания дают повторяющиеся узоры на гжельском фарфоре и текстильных элементах мебели, например, рисунок декоративного панно может совпадать с орнаментом обивки кресел или стульев. Неимоверный вид имеет мебель, расписанная гжельскими рисунками, будь то небольшие комоды или кухонные гарнитуры.
В отдельную группу можно вынести самовары «под гжель», хранящие в себе славянские традиции и особый народный колорит. Самовар, расписанный «под гжель», всегда эксклюзивен и способен преобразить практически любой интерьер. Гжель наделяет его особой яркостью, ведь каждый узор и орнамент, выведенный вручную, обладает уникальной формой и насыщенностью. Сложно отыскать два одинаковых гжельских самовара, которые имели бы идентичный рисунок.
В заключении Ремонт позитивный хотел бы отметить, что создание стиля гжель в интерьере вовсе не означает, что вам придется ограничиться только синими и белыми цветами. Многие дизайнеры советуют использовать золотистую, желтоватую, зеленоватую и бежевую гамму светлых цветов в качестве дополнения к основному дву(три)колору. Наиболее удачно в гжельских интерьерах смотрятся природные оттенки – соломенный, песочный, кленовое дерево, цвет липы, не хуже будут выглядеть сине-зеленые, лимонно-желтые, болотные и оливковые цвета.
Ванную, отделанную под гжель видеть не приходилось, но думаю, она будет замечательной. Голубой и белый цвета ее украсят и расширят. А в комнатах, мне кажется, не обязательно весь интерьер в стиле гжель. Можно ограничиться и отдельными предметами для украшения. Столовая на фото понравилась, светлая, уютная и располагающая к отдыху.
Спасибо, Анют, за фото ванной в стиле гжель. Все знают про посуду с росписью гжель, но вот интерьеры в таком стиле - редкость, но мне они очень понравились, думаю, что ванная комната, кухня, спальня - прекрасные варианты для использования гжели