Устройство парковки во дворах многоквартирных домов
Во многих современных новостройках предусматривается создание подземных парковок. Впрочем, в домах эконом-класса такой вид «благоустройства дома» не предполагается, да и там, где такие парковки есть, они, обычно, не рассчитаны на всех жильцов дома. Еще сложнее ситуация обстоит в старых домах, на придомовых территориях которых парковочных мест либо вообще нет, либо их недостаточно, что приводит к организации стихийных парковок. Все это приводит к обострению конфликтов между соседями – автомобилисты сетуют, что им негде оставлять свои авто, остальным жильцам не нравится, что машины оставляют практически под окнами их квартир. Сегодня мы попробуем разобраться в организации парковок во дворах многоквартирных домов.
Нормативно-правовая база организации парковок во дворах
Сразу хотелось бы оговориться, что на федеральном уровне, в рамках закона, порядок организации парковочных мест на придомовых территориях не урегулирован. Данный вопрос находится в ведении местной администрации, которой предоставлено право, издавать свои нормативно-правовые акты по данной проблеме (Правила благоустройства территории населенного пункта). Кроме того, многое зависит и от действий собственников квартир МКД, которые, на проводимых общих собраниях (ТСЖ), вправе решать, где и как будут обустроены парковочные места.
Пожалуй, единственными нормативно-правовыми актами, действующими в данной сфере и едиными для всех регионов, являются: -Правила дорожного движения, устанавливающие правила парковки (проезда) автомобилей во дворах домов
-СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», определяющие правила создания парковок на придомовой территории (перечень не является исчерпывающим): ---расстояние от открытой автостоянки (вместимостью до 10 машин) до окон домов должно составлять не менее 10м. Для гаражей закрытого типа, это расстояние может быть сокращено на 25%, при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, в сторону жилых домов -если дом выше 28 метров, то въездов на автостоянку должно быть не менее двух, а сама парковка располагаться не ближе 50 метров от жилого дома ---на придомовой территории допускается размещение открытых парковок вместимостью - до 50 машин, и гаражей-стоянок и паркингов со стеновым ограждением, вместимостью до 100 машин, если при этом соблюдается наличие на придомовой территории остальных элементов благоустройства.
-Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, устанавливают, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О всех причинах, препятствующих проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны (п.23 ППБ 01-03).
Нарушение указанных документов, позволяет обжаловать их в соответствующие инстанции, что повлечет для нарушителей применение определенных санкций (штраф, устранение нарушений и т.д.).
Порядок организации парковок во дворах жильцами МКД
Многие собственники в МКД берут решение вопроса с парковкой в свои руки, и своими силами, с согласия всех, живущих в доме, решают вопрос организации стоянки на своей придомовой территории.
Организация парковки силами собственников жилого дома, должна пройти несколько этапов (сразу оговоримся, что если в доме организовано ТСЖ, процедура существенно упрощается). Кроме того, организовать указанным ниже образом можно только гостевую парковку, и только на придомовой территории. В том случае, если размеры придомовой территории (вычисляются по специальной формуле, исходя из плотности застройки в окрестности, этажности дома, наличия общих дорог, а также общей площади помещений в многоквартирном доме) не позволяют сделать парковку, то возможны два варианта: -выделение местной администрацией (на том или ином основании) дополнительного участка под парковку по ходатайству жильцов -подача заявления жильцами о внесении дома в адресную региональную программу по обустройству парковок.
Этапы организации парковки собственниками МКД:
-оформление правоустанавливающих документов на придомовую территорию (оформление межевого плана, а затем и права собственности на данную территорию)
-оформление протокола общего собрания собственников дома, в котором не менее двух третей голосов собственников отданы за организацию парковки (согласие желательно заверить нотариально). В голосовании участвуют так же и организации, размещенные на первых этажах домов (если они есть). Проведение собрания, а так же оформление протокола должны осуществляться в четком соответствии с законом (ЖК РФ), поскольку, в противном случае, решение общего собрания может быть обжаловано и отменено, а, следовательно, устройство парковки станет невозможным.
-получение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, кадастровой справки о территории, прилегающей к дому
-составление проектной организацией плана размещения парковки, с учетом правил нормативно-правовых актов, изложенных выше
-выделение земельного участка под парковку на территории придомового участка комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, на основании поданного жильцами дома заявления, с приложением указанных документов
-согласование составленного плана парковки (её создания) в соответствующих инстанциях, указанных выше (МЧС – пожарная инспекция, градостроительный комитет, Роспотребнадзор и т.д.)
Только после прохождения всех этих процедур, можно приступить к строительству парковки. Процедура самостоятельной организации парковки, силами собственников МКД достаточно сложна и по организационным моментам, и по материальным затратам, которые несут сами жильцы. Но, в условиях отсутствия должного количества качественных парковок, данный вариант многими домами рассматривается как единственно возможный.