Техники художественной росписи в интерьере. Декор стен и потолка в интерьере
Прим. авт.: фото росписи можно увеличить нажатием левой клавиши мыши.
Еще пару десятков лет назад мы не знали ничего кроме бумажных обоев или нитрокраски, чтобы могло разнообразить интерьер домаили квартиры. Сегодня – это пройденный этап. Даже моющиеся, с шелкографией или необычным напылением обои уже никого не удивят. Безусловно, они очень популярны и постоянно совершенствуются. Но если говорить о нестандартном, модном, новом и уникальном оформлении интерьера, то самое время упомянуть художественную роспись в интерьере жилых помещений. Когда-то удивительные картины из-под кисти художника можно было лицезреть лишь в храмах и дворцах. А теперь подобные вещи могут восхищать и вашей собственной гостиной или спальне.
Но роспись стен в интерьере играет не только декоративную роль. Как и освещение в помещении, она имеет и огромное функциональное значение – такое как разделение комнаты на зоны, визуальное изменение объема пространства помещения, сокрытие дефектов интерьера и собственно стен, имитация фактур различных поверхностей. С помощью разной техники художественной росписи можно сделать помещение тематическим, создать определенный стиль, расставить акценты, в выгодном свете подчеркнуть достоинства. Единственный момент - роспись в интерьере используется скорее, как острая приправа, которой не должно быть много, иначе восприятие общей картины станет тяжелым и надоедливым. Так роспись потолка и стен в интерьере может быть либо полностью на весь потолок, на одну стену, на угол или на одно выделенное место в комнате.
Возможность использования красок с эффектами – светонакопительных, светящихся, флюоресцентных, невидимых, с перламутром, с блестками, искусственное состаривание (патинирование - краски на металле, иллюзорное окисление) значительно расширило границы способностей эффекта художественной росписи. Особо интересна такая роспись стен в детской комнате. Мало того, что подобное оформление интерьера само по себе настоящий эксклюзив, так вполне реально выполнить не только абстрактные, графические или архитектурные изображения, но и натюрморты, пейзажи - имитацию фотообоев - и даже портреты. Таким образом, в основе большинства видов росписей лежит монументальная живопись.
Техники художественной росписи в интерьере
В последнее время пользуется популярностью такая техника художественной росписи в интерьере, как аэрография. Методом аэрографии - распылением краски специальным аэрозолем добиваются сложных цветовых переходов, плавности линий, тем самым достигая объемной картинки. Техника граффити для наружных поверхностей – экстерьеров также предполагает аэрозольные краски.
Эффекта объема для объемной росписи можно добиться не только с помощью аэрографии. Если сначала на поверхность может наноситься специальная штукатурка (акриловая шпатлевка в несколько слоев накладывается в необходимых местах), сама по себе дающая объем, то нанесенная по ней краска делает его еще более четким. После акриловую, водяную или масляную краску втирают или распыляют аэрографом поверх грунтовки.
А вот метод 3D-росписи способна зрительно изменять и даже искажать пространство, создавая так называемый оптический обман. Такая техника росписи дает возможность изображать также животных или птиц в полете. Потребуется грунтовка высокого качества на основе акрила, акриловые, масляные и водоэмульсионные краски, иногда индивидуальные определенные материалы.
Классическая роспись может выполняться в технике фреска - нанесение водорастворимой краски кистями по сырой, только что нанесенной штукатурке. Современные методы изготовления фресок позволяют выполнить ее в любом размере саму по себе в мастерской, а затем транспортировать и установить в любом месте у заказчика.
Чистая фреска или буон-фреска. В краски добавляется темперная краска. Темпера – роспись красками на основе натуральных вязких веществ, в частности яичных белков и желтков. Она смешанная с акрилом позволяет добиться трудных и утонченных изображений.
Сграфитто – очень сложная и своеобразная техника художественной росписи. Заключается в грунтовке поверхности 2мя слоями: сначала черный, затем белый. После рисунок получается путем выцарапывания верхнего слоя, чтобы проступи нижний.
Алсекко – техника нанесения рисунка на сухую поверхность, что требует замешивания красок на яйце, клее и добавления акрила, темпера или масла.
Энкаустика – по сухой штукатурке пишут масляными красками или красками, расплавленными на воске. Еще вариант – рисунок наносят на дерево или холст, а после наклеивают на стену.
Альфрэй – альфрейная роспись – выполнение рисунка или декоративного фактурного покрытия, имитирующего натуральные материалы (лепнину, шелк, мрамор, яшму). К этому виду декора можно отнести вытягивание филенок, разделку под дерево, набивку по трафарету, набрызг, накатка валиками, торцевание окрашенных поверхностей, выполнение рисунка аэрографом.
Тессуто - эффект холста – такая техника художественной росписи предполагает выполнение рисунка с текстурой холста. Производится акрилом и маслом, но для основы берут авторские материалы.
Трафаретная роспись – бордюрная и орнаментная роспись для многократно проторяющихся раппортов узора.
Нестандартная роспись – выполняется с помощью многочисленного и разнообразного перечня специальных материалов, дающих столь же разные эффекты. Это – песочное и обычное стекло, фацетное сусальное золото. Выполняется акриловыми красками, грунтовкой и шпатлевкой, масляными и водоэмульсионными красками, фацетным лаком (эффект растрескивания -кракелюры – искусственное или естественное растрескивание краски, грунта или лака), индивидуальные материалы.
Текстурная роспись – очень напоминает сграфитто. Только здесь наносят не два, а несколько слоев разноцветной шпатлевки или штукатурки на основе акрила. Также акриловые краски, грунт и плоттерный трафарет.
Монохромная роспись предполагает использовать тоновую гамму одного цвета: основной цвет и его оттенки.
Гризайль - роспись в одном цвете (оттенки серого или умбра), имитация лепнины, барельефов, архитектурных элементов. Очень хорошо смотрится в колоннаде, арке или окне.
Позолота – роспись красками по лепнине, дереву, металлу или другому орнаменту золотом, серебром, бронзой или платиной. Иногда делается в виде бликовки – неполной, а частичной росписи.
Современные техники художественной росписи в интерьере предполагают не только высокое качество и долговечность, но и минимальный простой уход. К тому же роспись производится акриловыми, масляными или темперными красками без закрепителя, быстросохнущими и не имеющими вредного влияния на здоровье. Иногда стилизованные росписи требуют использования конкретных красок.
Акрил не имеет запаха, водорастворим, наносится на любую обезжиренную поверхность. Но акриловые краски дороги, плохо перекрывают и не могут быть смыты при необходимости. При высыхании изображение немного темнеет. Масло – отличная перекрываемость, практично. Но долго сохнет, требует растворителя, имеет сильный запах, наносится на грунтованную олифой поверхность. Водоэмульсионная краска – легко стирается, смывается, а потому требует покрытия лаком. Наносится на подготовленные поверхности, часто сочетается с гуашью, матовая. Эта краска дешевая, сильно светлеет. Наиболее оправдана, в том числе и с примесью ПВА, для фресок. Темперная краска чуть более устойчива, чем гуашь и водоэмульсионка. Дает мягкие пастельные, выцветшие тона.
РеПо – ремонт позитивный обращает внимание на то, что самой неординарной является напольная роспись. К сожалению, из-за непрактичности она используется редко. Но выглядит необычно, ново и креативно. Чаще всего это имитация паркета из натурального дерева, мозаики, коврового покрытия, а особенно привлекательно выглядят изображения чьих либо следов, иллюзорных проломов и т.п. В старину и во времена расцвета народных промыслов часто оформляли росписью дверные и оконные наличники.